Продажа товаров по агентской схеме

1. В конце 2000-х годов получила распространение практика продажи товаров потребителям по агентской схеме, по условиям которой потребитель поручает агенту (продавцу) от своего имени и за счет потребителя обеспечить приобретение в пользу последнего определенного товара (мебель, техника и др.). После передачи потребителю товара, приобретенного агентом у третьего лица (поставщика, изготовителя), обязанности агента по договору признавались выполненными надлежащим образом.

В чем смысл применения продавцами агентской схемы, скажите вы?

Ответ банален, в случае обнаружения потребителем в товаре недостатков, объем ответственности агента ограничивался лишь полученным им вознаграждением, размер которого не сопоставим с ценой некачественного товара.

Иными словами, в соответствии со ст.18 Закона о защите прав потребителей покупатель не вправе был по своему выбору потребовать от агента: 

- замены на товар этой же марки;

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

С требованием об устранении недостатков товара агенты «отправляли» потребителей к изготовителю или поставщику товара, у которого агент приобрел товар, ссылаясь на п.2 ст.993 ГК РФ, который гласит: «В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту (покупателю), собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования». Между тем при заключении «агентских договоров» до потребителей не доводилась полная и достоверная информация о поставщике или изготовителе товара. У потребителя был договор только с агентом.

А самое главное - суды квалифицировали данные правоотношения как агентские, т.е. отказывали потребителям в требованиях к агенту. Максимум, что суды взыскивали с агента – агентское вознаграждение. Увы, но такое положение вещей остается распространенной судебной практикой. 

 2. В нашей практике есть судебные дела в пользу потребителей, когда суды квалифицировали агентские договоры по реализации товаров как договоры розничной купли-продажи со всеми вытекающими последствиями для так называемых агентов. Одним из таких судебных решений является апелляционное решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13.09.2010 г. №11-182/10, которое не было обжаловано ответчиком в Московский городской суд.

В заключение обращаем внимание, что по агентской схеме работали и продолжают работать многие известные салоны от мебельных фабрик. Потому как не многим удается отстоять свои нарушенные права, а судебная практика остается крайне неповоротливой.

В случае, если Вы оказались в подобной ситуации, обращайтесь. Будем рады помочь отстоять Ваши права.